среда, 22 мая 2013 г.

Что, сколько и до скольки?

Это не совсем обычный для меня пост, но почему-то захотелось его написать...

Так уж получилось, что я вечер каждый среды хожу на обязательные занятия для родителей в школе, куда ходит моя дочь. Ну во-первых это хорошая практика для меня (тренируется слуховое восприятие речи на иностранном языке), а во-вторых отличная возможность узнать о современных методах воспитания. Практически во многом я согласна, но речь не об этом...

Сегодня была затронута важная тема "Чтение детям". До занятия я подумала, что меня эта проблема не особо волнует, поскольку я читаю своему ребенку достаточно, и самое главное в том, что он получает от этого огромное удовольствие. Но я ошибалась... оказывается я многого не знаю.

В качестве пособия, нам был показан фильм, в котором его автор рассказывает о пользе чтения, о привитии детям навыков чтения и о том, как долго читать детям (до какого возраста).

Для начала предлагаю вам ответить на 2 вопроса: "Читали ли вам вслух в детстве?" и "До какого возраста вам читали вслух?". Не знаю как ответили на эти вопросы вы, но мне читала мама (кажется) и продолжалось это не долго. Я научилась читать в 5 лет и видимо сразу же после этого мама и перестала мне читать. Оказывается, что не нужно переставать читать детям вслух после того, как они научатся читать сами! Это очень полезно! Конечно же ребенок может это делать сам, но полезность чтения родителями детям, не утрачивает свой смысл! Ребенок также черпает новые слова и знания в ходе совместного прочтения книг. Многие из вас наверное улыбнутся и скажут .... Ну ты Маша, даешь!! Таких вещей не знаешь! Честно говоря - не знала!

Не секрет, что книги сейчас дорогие и не всем родителям под силу потянуть их. Знаете, что придет к вам на выручку? БИБЛИОТЕКА! Хотя если положить руку на сердце, мы уже практически потеряли это народное достояние. Сейчас они в ужасном состоянии и в них практически никто не ходит.

Кстати, вот все говорят... Америка то, Америка сё.... они все тупые, а мы нет... А знаете ли вы, что здесь, в публичных библиотеках детям читают вслух? Что проводятся конкурсы с символическими призами для тех кто много читает? Библиотека здесь - это своего рода культурный центр. Книги обновляются постоянно! А что у нас? Эх... В советские времена в библиотеках очереди за книгами были, помните?? Сейчас наверное туда ходят только студенты, да и то... не все. Я что хочу сказать... мы деградируем... Нам порой проще включить телевизор и посмотреть кино, чем почитать книгу (это я сейчас о себе говорю...).  В детстве я читала запоем (под одеялом, в туалете, на кухне за едой, в форточке и др. местах), сейчас я практически НИЧЕГО не читаю, кроме детских книг. И мне СТЫДНО! Сколько не прочитанных произведений обошли меня стороной.... Нужно за себя браться! :)

Отступила я немного от темы... Также был поднят и другой вопрос : "Как заставить ребенка читать?" Знаете какой ответ? Выключите телевизор или ограничивайте его просмотр! Читайте ему в слух, обсуждайте вместе с ним книгу, рисуйте к книгам иллюстрации, давайте ему возможность высказаться. И самое главное... Начните это делать не с 2 или 3-х лет, а гораздо раньше (я начала читать своей дочке, когда ей было месяцев 6 от роду). Скажу вам по секрету, у меня дочь, не разрисовала и не порвала ни одной книги!

Следующий вопрос: "До скольки читать?" Ответ: "До бесконечности!" Почему? Привожу целый абзац (нашла здесь):


Однако важно не только то, что дети читают, но и то, как они читают. Полезно помнить слова великого русского педагога К. Д. Ушинского: «Читать – это еще ничего не значит; что читать и как понимать читаемое – вот в чем главное дело». Встречается много школьников, которые требуют «книгу потолще», читают на переменах, часто на уроках и дома за едой и в то время, когда следует готовить уроки. Они «проглатывают» десятки книг. Но когда побеседуешь с такими ребятами, то убеждаешься в том, что они очень мало что извлекли, поняли или запомнили из прочитанного. Такое поверхностное чтение нельзя допускать, так как оно не столько полезно, сколько вредно. Ну, а как же отцу или матери научить своих детей читать вдумчиво и внимательно? В основном это задача школы, но без помощи родителей решить ее педагогический коллектив не всегда может. Здесь многое зависит от индивидуальных особенностей ученика. В семье следует организовать регулярное чтение вслух, беседовать о книге как в процессе чтения, так н после него, рассматривать и обсуждать иллюстрации, учить записывать краткое содержание прочитанного. Используя эти и другие формы руководства чтением детей в семье, родителям необходимо во всех случаях учитывать возрастные и индивидуальные возможности своих детей.
Чтение вслух. Для детей очень полезно, когда проводится систематическое чтение вслух, особенно, если кто-нибудь из родителей или других членов семьи может выразительно читать Такое чтение дает возможность лучше попять содержание, понять красоту языка произведения. Дети обратит внимание не только на отдельные эпизоды, но и с интересом прослушают описания природы, почувствуют ее красоту, в их поле зрения будут также и характеристики действующих лиц. При самостоятельном же чтении многое может остаться незамеченным.
Читать вслух полезно, и нужно начинать эту работу с детьми с самого раннего возраста. Малыши охотно слушают чтение взрослых и легко запоминают стихи А. С. Пушкина, С. Маршака, С. Михалкова и других. Иногда дети уже давно знают текст наизусть, а все-таки просят еще раз прочитать вслух, при этом поправляют читающего, если тот сделал ошибку.
Маленькие дети вместе с героями радуются, смеются, плачут, негодуют. Они живут их жизнью. Регулярное чтение вслух развивает речь дошкольника, увеличивает его кругозор, способствует нравственному воспитанию, является хорошей подготовкой к школе. Читать могут не только родители, но и старшие братья и сестры. Разумеется, для чтения надо уметь отбирать понятные, интересные и полезные книги.
Чтение вслух нужно не только дошкольникам. Оно полезно и младшим школьникам и даже подросткам V–VII классов. Слушая выразительное чтение, дети сами начинают читать лучше: приучаются пользоваться паузами, овладевают интонацией и т. п.

И еще один нюанс (который я вынесла из фильма), если у вас двое детей разного возраста (если разница существенна), то читать им вслух нужно по отдельности! Согласитесь, что ребенку в 7 лет будет скушно слушать сказку про Курочку Рябу, а ребенку в 3 года, будет совершенно не понятны приключения Чипполино. 
Вот, что еще нашла (источник) в нашем великом и бескрайнем....

Какие книги читать детям?

Когда родители жалуются, что дети совсем не читают, они забывают простую вещь: будет ли ребенок любить книги, зависит от самих родителей. 
Сначала немного статистики. Постоянно читают книги лишь 26 % современных подростков. Книги не выдерживают конкуренции с ТВ, интернетом и компьютерными игрушками. 
Заставлять ребенка читать – бесполезно. Поэтому если хотите, чтобы ребенок любил книги – читайте вместе с ним, с самого нежного возраста. Обсуждайте прочитанное, придумывайте альтернативные стишки, рисуйте героев книжек и т. д. Вам кажется, что проще посадить ребенка смотреть мультики (среди которых, безусловно, тоже есть хорошие)? 
Имейте в виду, пересесть с книжек на мультики легко, а вот приучить читать ребенка, вскормленного ТВ, – очень сложно. Если вы, как мама Дяди Федора, сетуете, что так устаете на работе, что вечером сил хватает только телевизор смотреть, что удивляться, что ребенок не любит читать и у него проблемы в школе?
Правило Самуила Маршака
А какие именно книги читать ребенку? С выбором сейчас все сложно.  Много книжек, прекрасных по содержанию и ужасных по оформлению. Или наоборот – содержание чудовищное, зато обертка яркая и много-много картинок. Разобраться непросто. Покупать первую попавшуюся – а смысл?
Хороший совет по выбору книжек для детей дал в свое время Самуил Маршак. Он считал, что качество книжки проверяется дважды – сначала на взрослых, потому что если книга нравится только детям, то это халтура. А потом на детях – потому что если книга по душе только взрослым, она никакая не детская. 
Книжку желательно прочитать – хотя бы по диагонали – еще в магазине. В ней все должно быть прекрасно – и слова, и картинки, и работа редактора с корректором. И даже при таком придирчивом подходе сориентироваться бывает непросто. Тут кстати могут оказаться рейтинги, составленные уважаемыми людьми. 
Что читать детям. Список Бориса Акунина 
Известный писатель Борис Акунин недавно в своем блоге опубликовал Тop-20 книг, которые каждый должен прочитать в детстве. Список был составлен при участии читателей блога и слушателей радиостанции «Эхо Москвы». Книги рассчитаны на возраст от 5 до 12 лет. Вот что получилось:
1. А. Милн «Винни Пух и все-все-все»,
2. А. Линдгрен «Карлсон, который живет на крыше»,
3. Н. Носов «Незнайка»,
4. Т. Янсон. Книги о муми-троллях,
5. А. Волков «Волшебник Изумрудного города»,
6. В. Драгунский «Денискины рассказы»,
7. Р. Киплинг «Маугли» («Книга джунглей»),
8. Л. Кэрролл «Алиса в стране чудес»,
9. Дж. Роулинг «Гарри Поттер»,
10. М. Твен «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна»,
11. Д. Дефо «Приключения Робинзона Крузо» (очевидно, сокращенный вариант), 
12. Р. Л. Стивенсон «Остров сокровищ»,
13. Р. Сабатини «Одиссея капитана Блада»,
14. Ж. Верн «Таинственный остров»,
15. В. Каверин «Два капитана»,
16. Дж. Толкиен «Хоббит»,
17. Дж. Толкиен «Властелин колец», 
18. А. Дюма «Граф Монте-Кристо»,
19. А. Дюма «Три мушкетера»,
20. А. Конан Дойль «Записки о Шерлоке Холмсе»
Среди прочих «обязательных к прочтению» авторов оказались Аркадий Гайдар, Владислав Крапивин, Джек Лондон, Джеральд Даррел.
Что читать детям. Версии Бориса Гребенщикова и Татьяны и Сергея Никитиных
Издательство «Розовый жираф» опросило известных людей – а что бы они включили в свой шорт-лист детского чтения? Интересно, что многие ответы пересекаются.
Вот, например, вариант рок-музыканта Бориса Гребенщикова:
1. К. Грэм «Ветер в ивах»,
2. Р. Киплинг «Маугли»,
3. Дж. Р. Р. Толкиен «Хоббит»,
4. Дж. Р. Р. Толкиен «Властелин колец»,
5. Л. Кэррол «Алиса в стране чудес»,
6. Л. Кэррол «Алиса в Зазеркалье»,
7. А. Толстой «Буратино»,
8. Р. Стивенсон «Остров сокровищ»,
9. У. Ле Гуин «Волшебник Земноморья»,
10.А. Сент-Экзюпери «Маленький принц».
А вот что читают своим внукам барды Татьяна и Сергей Никитины, на песнях которых мы выросли:
1. А. Пушкин. Сказки, 
2. К. Чуковский. Все сказки и стихи, 
3. А. Гайдар «Чук и Гек», «Голубая чашка», 
4. А. Волков «Волшебник изумрудного города», 
5. Э. Успенский «Вниз по  волшебной реке», 
6. Г. Остер «Вредные советы», «Задачник», 
7. С. Прокофьева «Лоскутик и облако», «Приключения желтого чемоданчика», 
8. А. Введенский «Про девочку Машу», 
9. Р. Муха. Все книги
10. Тим Собакин «Приключения компьютерной мыши»
И еще непременно – книги Юнны Мориц, Самуила Маршака, Бориса Заходера, Даниила Хармса и Юрия Коваля. Детям после этих авторов проще расти хорошими людьми. Как у Высоцкого в "Балладе о борьбе" - "значит, нужные книги ты в детстве читал"...

Ну вот кажется и все... Поделилась информацией и как-то легче стало. :)
Хотела у вас, у моих читателей, спросить... Есть ли у вас ритуал чтения дома, сколько вы читаете своим детям и как выбираете книги?

Последний вопрос для меня очень актуален, поскольку я столкнулась со странным явлением. Те книги, которые мне в детстве нравились, сейчас иногда вызывают у меня странное чувство. Чуковский иногда страшен (... и ему перерезало ножку... Зубы острые в самое сердце вонзает, и кровь у нее выпивает...), Успенского просто читать нельзя (Крокодил Гена открыл бизнес и теперь с сотовым телефоном разгуливает...), ну про русские народные сказки я молчу... (некоторые ну очень кровожадные!). В этой связи, извечный вопрос: "Что делать?"

Я очень надеюсь на то. что дала вам пищу для размышлений. :) Простите за сумбурный пост. :)

P.S. Давно я что-то книг не заказывала для дочки.... :) Я тут себя застыдила и зря! Сейчас читаю Дэна Брауна "Утраченный символ" (на английском) и начала читать "Ночь нежна" Фицджеральда Скотта. Прочту и отчитаюсь!!

69 комментариев:

  1. Да,конечно, читать надо детям много(хорошей литературы).Побольше русской,чтобы потом наши дети знали свою историю лучше ,чем чужую...А еще надо сделать так ,чтобы у родителей было время на чтение книг детям.У меня такого времени не было, и я об этом очень жалею,хотя дети выросли хорошими людьми,но что-то я всё таки им недодала.

    ОтветитьУдалить
  2. Мария, добрый день.
    Очень актуальная информация.
    У меня дочке скоро исполнится 7 лет. Я начала ей читать перед сном регулярно (!) только с полгода назад по совету логопеда. До этого мы, конечно, читали и слушали сказки, но так, набегами. А тут просто каждый день - уже как ритуал.
    Что хочу сказать - разница уже заметна. Особенно хорошо читать большие книги, чтобы ребенок вспоминал, о чем мы читаи вчера. Речь поменялась, слова, конструкции. И главное, дочка стала понемногу читать сама. У нас как-то все больше в сторону математики - к гуманитарным наукам не сильно тянет. Читать надо, я согласна.
    Прочли всего Волкова (последние его книжки просто высосаны из пальца).. Сейчас у нас Карлсончик - просто на ура! читается!!!
    Что касается списков - интересно, что в них хоббиты забыли и куда делись Пушкин, Куприн, Бажов и Бианке например? Андерсен, Гримм - где они?
    Мне очень нравятся рассказы и повести Дж. Даррела - "Моя семья и другие животные!. Легко читаются и взрослым и детям. Крапивина искренне люблю: если откинуть особенности периодов, в которые они были написаны - исключительно правильные добрые и мудрые книги.
    Насчёт того, что пустая библиотека, это сигнал о деградации общеста - позволю себе не согласиться. Раньше вообще нигде книг не было, кроме как в библиотеке. Просто нигде. Поэтому без вариантов очереди и все такое прочее. Сейчас возможностей больше - мы с дочкой большинство книг читаем с ебука или даже с телефона. Телефон меня тоже здорово выручает - можно полистать детективчик в дороге. Да, сейчас времени катастрофически не хватает: работа, дом, пошить-повязать опять же охото. Но до деградации далеко ещё, честное слово. Если честно, я и в советские врмена знавала людей, у которых не было ни одной книжки дома.
    Извините за "многобукав", действительно интересная тема.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Екатерина, спасибо, что откликнулись! То, что много букв, это даже хорошо! Хочется послушать мнение других :) Я согласна, что раньше книг, нигде кроме библиотеки не было и что сейчас куча источников в свободном доступе. Ноя заметила, что не смотря на обилие айпадов, айфонов и пр., люди все равно ходят в библиотеку! И потом, все-таки детям горазд интереснее читать книги с цветными и настоящими картинками, чем на е-буке например... Но это ИМХО, конечно!
      У меня конечно свой опыт, но читайте как можно больше!!! Моя 4-х летка просто обожает Карлсона! Волкова прочитали только первую книгу, поскольку остальные остались в России. Но ничего, привезем!
      Насчет списка от великих тоже не совсем согласна. У меня есть предложение.... может составим список книг для детей?? Для нас и всех остальных будет тоже полезно.... Как вы считаете?

      Удалить
    2. Это очень правильное предложение. Про список.
      Намедни просто гуляла по книжному магазину - столько новых названий, авторов. глаза разбегаются. Все, к сожалению, не купишь, да и не надо наверное.

      Удалить
    3. А знаете как я делаю? Ну к примеру.... нашла книгу "Приключения Незнайки". Открываю сайт Лабиринта и ищу ее. Затем, смотрю иллюстрации и отзывы читателей. Это помогает мне сделать правильный выбор.

      Удалить
    4. Мария, улыбаюсь: пользуюсь тем же методом, что и вы, причем именно на лабиринте. Отзывов очень много, в основном довольно объективные. Иллюстраций много, много текста из книги ( можно прочитать и определиться нравится ли слог автора).

      Удалить
    5. Сразу оговорюсь у меня детей пока нет. Буду выезжать на воспоминаниях.
      Зря вы на Хоббита наговариваете, это исключительно детская книга, вы посмотрите как она начинается. По ней еще в советское время было снято несколько экранизаций именно для детей. Это не наша, но классика, как тот же Киплинг, Сабатини и Дюма, например.
      Касательно Гримма и Андерсена, там ого-го какие сказки в оригинале, не каждый взрослый с крепкой психикой осилит. Бери и снимай фильм ужасов, ничего придумывать не надо. Спасибо советской цензуре, хорошенько почикали и подредактировали.
      Не все книжки могут пойти детям. Вот Дефо например, мама говорит, что по-настоящему поняла и прониклась Робинзоном только когда нам его читала. А я признаться до сих пор не имею никакого желания перечитывать, он мне запомнился как довольна нудная книга, которую мы так и не дочитали. Гекельбери Фина я так и не осилила, хотя в плане ценности он стоит выше Тома Сойера. Вот о Гулливере у меня хорошие воспоминания, я почти про все миры помню. В принципе кому что, я в детстве Майн Рида глотала и Жуль Верна, Сальгари и Конан Дойля с Агатой Кристи. Из Дюма я очень люблю Графа Монте-Кристо, раз 10 его перечитывала. Но я точно не могла понять его в полной мере, когда прочитала первый раз.
      Не очень хорошо помню, но мама перестала мне читать, когда я научилась делать это сама. И видимо с тех пор я книги на слух не воспринимаю. Только читать и только настоящую книгу. Похоже что-то мама делала правильно.
      Еще из детских книг у меня в почете были Бажов, Бианке, сказки Пушкина, Ершова, Денискины рассказы мы читали вместе, смеялись вместе с мамой, это пожалуй единственная книга, которую мама продолжала читать, когда я уже сама вполне могла с ней справится. А так я читала все, что плохо лежало. Помню как тайком зачитывалась Поющими в терновнике, у меня ее отбирали, прятали, но я ее все равно дочитала.

      Удалить
    6. Девочки, спасибо вам за такие развернутые ответы!! Ничего, что большие. Главное в том, что мы делимся с вами информацией и не равнодушны к будущему наших детей! А это самое главное! Что касается многих авторов, то я считаю тут дело вкуса. Кому-то нравится, кому-то нет. Наверное тут нужно полагаться на чутье ребенка (ведь мы же ему читаем :))
      Список уже начала составлять :)

      Удалить
  3. Ну как-то спонтанно хотелось зайти.
    Мне вот вспомнилась книга, вернее серия, для совсем малышей. С удовольствием её порекомендую в список. Книжки про свинку Оливию с потрясающими иллюстрациями Яна Фалконера. По ней можно очень легко научить ребенка различать цвета. ну и сама книжка вроде почти без текста, но тоже добрая.

    ОтветитьУдалить
  4. Маша, я тоже выбираю книги по отзывам. Правда, моему сыну 4 месяца, но уже читаю сказки (не регулярно). Сказки читала, когда была беремнной. ИМХО, пример родителей очень заразительный. Но и, безусловно, интересная книга :) Я "за" список :))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. И не останавливайтесь! Сначала это конечно больше напоминает рассматривание картинок, потом воспроизведение звуков (повторение за мамой простых звуков "ко-ко" или "пи-пи-пи" и т.д.) Это стимулирует ребенка на ранее развитие. Вы-умничка!

      Удалить
  5. К сожалению мой ребёнок не выдерживает дослушать книжку до конца, поэтому я ей редко читаю. Честно говоря сама я читаю мало книг. Не люблю. Но прочитав ваш список, я не нашла в нём самой главной книги для детей - это Библия (для детей или для взрослых). Эти книги хороши, они учат нас наверное жить "правильно" , но первоисточники всё-таки - это Библия и Евангелие.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ничего страшного, что не выдерживает. А вы по-чуть, чуть... по страничке. Дальше дело пойдет!!
      А насчет списка.. он пока не мой :)

      Удалить
  6. Машенька, какая тема интересная. Да же при том что я педагог по образованию и имею двух относительно взрослых деток, и то кое что почерпнула новое для себя. А некоторые вещи как-то на подсознательном уровне делала.
    Так вот о чтении. До какого возраста мне читала мама и читала ли вообще, честно говоря не помню. Но я своим детям читала очень много.Каждый день у нас был ритуал. Ложимся днём отдыхать - читаем сказки, вечером перед сном опять читаем.И хотя порой приходилось читать одну и туже сказку по нескольку раз ( потому что дети просили так). Договаривались, что сначала читаем новую сказку, а потом ту что повторно. Это примерно возраст 3-5 лет. Читали в основном русские народные сказки и Чуковского. Его стишки - сказки я начинала рассказывать детям наизусть - потому что знала. Везде где могли. Идя домой из садика по улице, на прогулке и им это очень нравилось.
    Потом, когда немного подросли то читали каждый вечер. Просто выключали телевизор, дети садились на диван и я им читала "Страна не выученных уроков", "Изумрудный город" и его продолжения, "Незнайка и его друзья"...
    Когда сыну исполнилось лет 12-14 мы с ним начали читать " Гарри Потера" но уже не вслух. А каждый сам. Но потом каждую книгу мы обсуждали и сравнивали с фильмом. Это было очень увлекательно. Кстати именно благодаря такому чтению у сына возобновился интерес к чтению, пропавший на некоторое время. Теперь мои дети читаю постоянно. У каждого из них есть электронная книга.И хотя интерес у сына и дочери разный и книги они читают разные - порой диаметрально, всё же каждый раз они делятся своими впечатлениями о прочитанном. И это радует.
    Сама тоже читаю потихоньку и выручают аудиокниги. Можно шить и слушать. Кстати Дена Брауна я тоже читала, мне понравилось.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Светлана, я вот тоже хочу с помощью "Гарри Потера" втянуть сына в самостоятельное чтение. Но понимаю, что это очень сильное "лекарство", как бы не передозировать, ведь ему только 10 лет. Очень хотелось бы знать Ваше мнение по поводу этой книги.
      И еще, в каком переводе читали, издательство "Росмен"?

      Удалить
    2. Елена, чьё издательство книги я не могу подсказать. так как книга была не наша, её родственница покупала для себя, а мы брали почитать. И выход каждой следующей книги ждали с нетерпением. Ни чего такого страшного я не вижу в них. Она учит детей - дружбе, взаимовыручке, умению отличать хорошее от плохого. Написана достаточно понятным языком. Мой сын втянулся с первых строчек. Пробуйте. не бойтесь. Если ребёнку не понравиться, значит просто не его книга. Моя дочь её не читала и даже не смотрит фильм. Зато с интересом для себя открыла Рея Бредбери. И была просто поражена, что книги были написаны много лет назад, а не сейчас.

      Удалить
    3. Светлана, вы супер-мама!!! Я то же стараюсь дочке рассказывать сказки или стихи по дороге. Она в восторге! Просит все время, расскажи что-нибудь. У меня дочка сейчас тоже с удовольствием начала слушать аудиокниги, сказки и конечно же музыкальные постановки (Бременские музыканты и пр...). Ей сейчас кстати очень нравится слушать про Лёлю и Миньку Зощенко. Нас очень выручает диск, который мы сами записали. Я скачала с интернета множество сказок, рассказов и пр. и мы все всей семьей очень любим слушать его в дороге, когда едем-куда-нибудь на машине. Электронная книга это тоже здорово, ведь иметь свой электронный прибор это так круто :) (дети любят всякие электронные штучки).
      Что касается Гарри Поттера (очень люблю эту книгу!!!), то кроме РОСМЭНА его кажется никто не переводил, разве что самостоятельные переводчики из интернета. Хочу сказать, что конечно изрядно перевод подпортил содержание. Я читала оригинал (первые 2 книги), а сейчас слушаю аудиокнигу на английском. В целом все соответствует действительности, но некоторые имена персонажей зачем-то переведены на русский и т.д.

      Удалить
    4. Здравствуйте все.Очень хорошая тема! Мне мама в детстве читала мало,но я помню замечательные пластинки на которых были и сказки и песни,а какие там голоса!!!

      Удалить
  7. Маша, очень информативный пост, спасибо.
    У меня прямо от сердца отлегло. Оказывается, то, что я до сих пор читаю своему десятилетнему сыну - это нормально, и даже хорошо :)
    Меня недавно порадовало, что он читал мне Ф.Саймон "Ужасный Генри" с выражением и интонациями.

    Ты знаешь, по поводу моих детских книг у меня те же чувства, как у тебя. Просто не смогла читать Ване "Незнайку на Луне" (такие длинючие и скучные описания, и сюжет показался бредовым), а в детстве просто обожала эту книгу. То же и с Волковым с его "Урфином Джюсом" Я просто в растерянности, неужели, то на чем я выросла - ерунда?
    Но зато очень порадовали, удивили и прочитались с удовольствием (в отличие от детства) Пушкин "Сказки", Стивенсон "Остров сокровищ", Линдгрен "Приключения Карлсона"

    Из нового просто обажаем всего Остера кроме "Вредных советов" и "Сказки с продолжением" (не понравилось)
    В раннем детстве с удовольствием читали Козлова "Ежик и медвежонок" и разные детские энциклопедии.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лена, ты замурчательная мама! Правда, правда! Я помню как ты все время с Ванечкой занималась :) Все время тебя вспоминаю!!! Насчет некоторых книг согласна. "Незнайка на Луне" так себе. Если прочитать рецензии к книге, то говорят, что писатель отразил в ней наше советское время, с бюрократией и пр. штуками. Волкова я очень любила, а сейчас .... не знаю. Посмотрим. Дочке пока нравится. Пушкина ОБОЖАЮ!!! Какой у него слог.... как вода льется. Не смотря на то, что многие слова и обороты уже вышли из употребления, дочка у меня очень внимательно слушает и ей очень нравится! Козлова тоже любит слушать, хотя на мой взгляд некоторые сказки ну очень странные....

      Удалить
    2. Маша, спасибо :) перехваливаешь :)
      Такой ребенок мне достался любопытный, мне только оставалось поспевать с доставкой информации. Сейчас, правда, идет заметный спад любознательности, может возраст такой.

      Удалить
  8. Здравствуйте, Мария.
    Пишу Вам первый раз. Очень зацепил ваш пост, тема очень для меня актуальна: двое детей 6 и 14 лет.
    Читаю младшей вслух обязательно каждый вечер, хотя бы по несколько страниц ( обычно 1-2 главы ). Малышка сама прекрасно читает на русском и украинском, но мне кажется есть принципиальная разница между самостоятельным чтением и чтением вдвоем. Мы забираемся в уютный уголок , мы сближаемся физически ( тремся носами, обнимаемся и т.д.) и эмоционально ( обсуждаем во время чтения сюжет, анализируем , делаем выводы). То есть как раз идет речь о том, что ребенок подчерпнул из книги. Мне интересны ее рассуждения, задаю вопросы и т.д. Редко, но бывает, что старший ребенок пристроится рядом и слушает казалось бы детские книги . На самом деле, понимаю, что ему важны эти минуты семейной близости. Он взрослый и часто свои эмоции стесняется выражать, хотя стараюсь почаще обнимать его и прижимать к себе. Помню как мне не хватало тактильных ощущений в подростковом возрасте.
    Библиотека. Вот тут не соглашусь с вами абсолютно! Я тоже раньше думала, что в библиотеку сейчас никто не ходит. Восемь лет назад сын пошел в школу, и я записала его в городскую библиотеку. Детишек там много всегда! Записалась во взрослую сама, тоже удивилась, когда поняла что книги и библиотека очень востребованы. Да, финансирование у них сейчас мизерное, но новые книги приходят.
    Что мы читаем? Младшая любит почти все из опубликованных Вами списков. Книги выбираю ей сама. Со старшим мне сложнее. На данный момент самая любимая книга у него "Ветер в ивах". Ребенку 14 лет. Вчера принесла ему " Вино из одуванчиков" Рэя Брэдбери, я обожаю эту повесть. Надеюсь ему понравится. Я в 14 лет читала довольно взрослые книжки, ему вижу это не интересно пока. Буду рада, если подскажете еще книги на этот возраст.
    Новые книги покупаем раз в месяц. Есть любимый магазин с бонусной системой и отличным ассортиментом. Да, они не дешевые, но можно экономить на чем нибудь, на сладостях например. Просто в ежемесячный бюджет уже внесена сумма на поездку в книжный магазин. Едем туда со списками книг, т.е. целенаправленно.
    Как заставить ребенка читать? Острая тема, особенно для подростков. Мы со своими просто таки воевали по этому поводу. Ведь есть компьютер, телевизор, улица - читать некогда. Решение проблемы оказалось банальным. Ровно в 22-00 телек и комп мама выключает!!! Сначала были слезы, мольбы и потери сознания по поводу несохраненных игр и недосмотренных 100-х серий мультиков, потом дети смирились с этим новшеством, теперь иногда младшая сама зовет " Мама, пора читать!". Могу сказать точно, девочки, можно приучить детей читать, даже довольно взрослых, если только очень захотеть. А захотеть нужно обязательно, чтобы как раз таки и не было деградации нашего общества.
    Маша, извините, что столько накатала слов. И спасибо вам за такую нужную тему.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Боже, опубликовала и ужаснулась: как много!!! Мария простите еще раз за многословность.

      Удалить
    2. Очень понравился Ваш ответ.

      Удалить
    3. Спасибо.

      Удалить
    4. Ирина, вот, вот!!! Это не просто потакание ребенку, а совместное времяпрепровождение. Ведь очень часто у нас попросту нет времени обнять или поцеловать лишний раз ребенка, а совместное чтение очень выручает. У меня дочка очень любит сесть ко мне поближе (или даже прилечь) так, чтобы я ее обняла и мы читаем... А если она просит мультики, то я ей говорю... Что-то давно мы с тобой не читали.....
      Спасибо вам большое за ваш ответ!! Что касается библиотеки, то это же здорово! Я помню эти ощущения, когда ходишь между огромными стеллажами книг и выбираешь ту.... самую интересную...

      Удалить
  9. Мария, добрый день. Прочитала пока пост до середины (до цитируемого абзаца)
    За списки книг отдельное спасибо. Они всегда очень помогают :)
    Не помню, когда мы перестали читать старшему сыну (ему 12 лет). Сейчас стараемся подсовывать ему разные книги (заастую в электронном виде), часто ищем что-0нибудь новенькое в интернете, сорвеменное, то, что не читали сами. Хорошо помню, как мы начинали ему читать. Он был очень активным ребенком, совершенно не мог сидеть на месте и не разговривал до 2 лет. И было совершенно непонятно - слушает ли он наше чтение. Каково же было наше удивление, когда он нам в 2,5 года огромными кусками начал цитировать отрывки из Мойдодыра и остальных больших стихов.
    Дочка проявила интерес к чтению с младенчества (сейчас е1 почти 5),постоянно приносила книжки почитать. Сейчас чтение на ночь - ежедневное обязательное мероприятие, хотя, наверное, надо бы побольше читать. Но она у нас девушка довольно упрямая, очень противится новым книжкам. Стоят иногда по несколько месяцев - ждут своей очереди. Но зато потом можем месяц одну читать :)
    И, кстати, библиотеки у нас в городе пользуются спросом и там даже есть очереди на книги :)
    У меня тоже много слов))))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. У меня тоже дочка не сразу новые книги воспринимает. Бывает, что хочет читать что-нибудь новенькое, а бывает, что нет. Я не настаиваю. Она выбирает сама, хотя я иногда ей подсовываю что-нибудь новенькое, или стараюсь заинтересовать сюжетом. То, что они просят все время читать одно и тоже, это то же хорошо. Не верите?? Я вот опять откопала нужную статью :) http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-58723/

      Удалить
    2. Да, я уже не раз слышала из разных источников, что многократное повторение необходимо детям. Мы тоже насильно ничего не читаем. Просто регулярно предлагаем почитать что-нибудь новенькое. Нет, так нет - читаем старенькое :) Одно время "Котенка Гав" наизусть знали и мы, и дочка - она еще нас поправляла)))))

      Удалить
  10. Когда у меня только родился сын, я читала книгу замечательного психолога Юлии Гипернейтер "Общаться с ребенком. Как?". Там как раз затрагивалась тема обязательного чтения родителями ребенку. И я, конечно, была настроена читать своему ребенку каждый день, но... мой ребенок, увы совсем на это не настроен. Я перебрала кучу книг, я надеялась, что постарше он может начнет слушать. Но нет, единственное, что он согласен послушать - это детские журналы с заданиями или детские энциклопедии о животных (сыну почти 6). На художественных книгах у нас как раз поверхностное слушание в лучшем случае. При этом сама я очень люблю читать, хоть и не часто это удается. Телевизор у ребенка ограничен, компьютер пока вообще под запретом. Недавно обсуждала эту ситуацию с подругой, у нее с младшим сыном аналогичная ситуация, а старшему читали до хрипоты. Так что когда психологи утверждают, что все дети с удовольствием будут слушать книги - читайте, я думаю у них просто маленькая практика работы с детьми или они вообще теоретики.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Извините, что вмешиваюсь. Уже писала в комментариях про книг Джеральда Даррелла. Мне кажется - это ваш случай. Автор настолько любит животных, что увлеченному тем же самым ребенку просто невозможно оторваться от книги.
      Извините ещё раз.

      Удалить
    2. Спасибо за рекомендацию, попробуем почитать.

      Удалить
    3. Я думаю, у вас не совсем правильный подход. Я не эксперт, но вот что вчера советовалось в том фильме... К примеру ваш мальчик очень любит динозавров (они сейчас все в детском возрасте их просто обожают), начните читать ему Конан Дойля "Затерянный мир". Ничего, что рановато, а может ему понравится??? Если любит он всяких букашек и таракашек (а такое бывает), читайте вместе с ним Яна Ларри "Необыкновенные приключения Карика и Вали" и т.д. (я эту живность не очень люблю, а прочитала с огромным удовольствием!!) То есть нужно найти книгу по его интересу, не по вашему!!

      Удалить
  11. Успенский - конъюктурщик. Штампует книги в зависимости от реалий времени :)
    Надо его старые издания искать, они были действительно классные!
    Согласна со всем в статье! Про списки в общем-то понятно. Но я обращаю внимание еще и на картинки. Беру Сутеева, Чижикова, Васнецова и другие иллюстраторов. Комсомолка выпускает сейчас серию как раз с классными картинками, теми, которые были в советские времена :)
    Компьютерные картинки не беру никогда и ни за что, это отвратительно! К сожалению, таких книг, где натыкано из интернета как будто, много. :(

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Про Успенского - это Вы в точку. Уж такой бред в последних "Простоквашино"...
      Я вообще всегда обхожу стороной книжки, наштампованные по популярным мультикам

      Удалить
    2. У меня прямо от сердца отлегло, я уж думала это только у меня такое видение Успенского. Каждый раз смотря мультик про Простоквашино, мы не перестаем благодарить режиссера за то, что он сделал такой классный мультик из.... Ну вы сами понимаете о чем я.... А вообще вы правы, он столько написал, а содержание оставляет желать лучшего!!! Я много раз пыталась купить про Простоквашино (самые первые его книги), но все время себя останавливаю...

      Удалить
  12. Мария, спасибо большое за этот пост - задумалась. Итак знаю, что читаем мало - работа-школа-дом-дела... и выбирая порукоделить перед сном часик или почитать - выбираю обычно первое... Но надо как-то находить время и на чтение. Сыну (сейчас ему 8 лет) читала с самого раннего возраста, ему очень нравилось. А сейчас читаю редко - у него у самого желания меньше стало... Будем исправляться - впереди лето на даче. Идею про список книг полностью одобряю - может даже отдельной закладкой сделать? Есть конечно такие списки, рекомендованные писателями современными или министрествами... но можно и свой составить. Из полезных книг (не художественных) - нам очень понравились книги Людмилы Петрановской "Что делать если" (в прошлом году было 2 части) - о разных возможных жизненных ситуациях и как реагировать на них ребенку (порезался, застрял в лифте, и т.д.) Еще раз спасибо за пост!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Работайте, работайте над этим :) К сожалению, у меня то же самое. Хочется лишний раз пошить или повязать, а не поиграть с ребенком.... Буду тоже исправляться!! Про Петрановскую слышала. Нужно будет еще раз на нее посмотреть. Список обязательно будет. Министерства министерствами, но наш список будет от души!!

      Удалить
  13. Маша, спасибо большое - тема очень актуальная! Могу поделиться собственным опытом. Читала сыну вслух до 10 лет и днем и по вечерам засыпая у его постели ... Тяжело было и неохота после рабочего дня, но сыну это очень нравилось и я не могла отказать. Затем он записался в библиотеку и уже сам выбирал, что читать. Сейчас (сыну 22 года) чтение самое любимое времяпрепровождение в нашей семье. Читаем разную литературу и советуем понравившиеся книги друг другу. К примеру, недавно сын настоял, что бы я прочла "Фауста"- его любимое произведение Гёте. К сожалению, оградить детей от "нежелательной" литературы практически невозможно. Но необходимо разговаривать о прочитанном, обсуждать и объяснять ЧТО хорошо, а ЧТО плохо. Главное в любом деле - дать основу-базу, умение анализировать, направление. Спасибо за пост!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо большое за ваш опыт!! Насчет обсуждения вы правы. Я как-то все время упускаю этот момент. нужно это практиковать!! Спасибо!

      Удалить
  14. Очень хорошая тема затронута и тоже не осилила пока все сообщение, тяжело дается теперь, нам привыкшим к быстрой смене картинок, длинное построение однообразных буковок на экране, а ведь раньше такого не было.

    И тоже взгрустнулось, что между рукодением и чтением выбираю чаще рукоделие и книги чаще слушаю. Есть о чем задуматься. Большое спасибо за статью.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Главное, что слушаете!!!!! Это тоже (как оказывается) полезно!!!

      Удалить
  15. Ну, и я внесу свою лепту в обсуждение... У меня двое очень разных детей. Старшая родилась, когда ещё не было такого разнообразия книг на прилавках. Но она - большая любительница книг и по сей день. Читать я ей начала ещё до года. И пока читаешь, она сидела, как пришитая. Слушала, не перебивая, не перелистывая страницы. Первый стишок выучила, по-моему, в год, заканчивая за меня концы строк. Позднее с удовольствием слушала пластинки. Сама играет в игрушки и слушает. Чтение для неё - первая необходимость. И сейчас (ей 24) она всё свободное время - с книжкой в руках. Даже есть садится с книгой. Некоторые перечитывала раз по двадцать. Очень любит Крапивина, часто цитирует "Вредные советы" Остера (я сама их не люблю), с удовольствием читает Пелевина. И сын у неё (ему сейчас 5) с детства любит слушать книги. Читать ему можно бесконечно. И пока, выбирая между мультиком и книгой, он выберет книгу. А уж чтение перед сном - это ритуал...
    Сын у меня совсем другой. Лет до четырёх он вообще слушать книги отказывался. Он смотрел картинки, перелистывая страницы, не дожидаясь, когда я дочитаю... Мог соскочить с места и убежать на середине слова. В 4, наконец, начал нормально слушать. Перечитали с ним и "Незнайку" (только первые две книги; дальше у меня у самой сил не хватило), и Волкова, и Чуковского, и Михалкова. Короче, всё, что читала дочери, пыталась читала и сыну. Но вот сам он читать не любит. Первая прочитанная им самим книга была "Часодеи" Натальи Щерба (сама прочитала вышедшие книги с удовольствием). Вот эта серия его увлекла. Первую книгу прочитала ему я лет в 9, а остальные он читал уже самостоятельно. И с тех пор я ему не читаю. После "Часодеев" так же хорошо пошёл "Гарри Поттер". Правда, в два приёма: сначала первые 4 книги, а в 11 лет - и все остальные. Теперь читает "Шерлока Холмса", но уже не с таким удовольствием. Надо, наверное, и правда продолжить читать ему перед сном. Я-было начала читать ему "Двух капитанов" (которыми сама зачитывалась когда-то), думая, что он заразится, но не вышло, и я бросила. Надо возобновить домашние чтения...
    Спасибо за пост! Думаю, многих родителей он подтолкнёт начать или возобновить чтение детям. Это здорово!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо огромное за ваш бесценный опыт! Сложно конечно сейчас увлечь детей книгами, особенно такими, как например Жюль Верн... Какие там приключения на подлодке, когда сейчас вон какие мультики и фильмы рисуют! Да и столько электронных приборов вокруг..... Может быть попробовать ему фантастику дать почитать? У мужа племянник (ему кажется 12) перечитал всего Лукьяненко и наверное уже всю фантастику в мире... Попробуйте найти книгу по его интересу.

      Удалить
  16. Татьяна Запорожченко23 мая 2013 г. в 04:59

    Здравствуйте, Машенька! Что , как и сколько читать- вопрос для всех родителей, стремящихся передать детям свою любовь к книге. Мое мнение,детям читать нужно те книги, которые когда-то интересны были тебе самому. До тех пор, пока ребенок сам не начнет читать и выбирать, что нужно ему. Меня как читателя формировала библиотекарь. Толчок к чтению старшей дочери дал преподаватель литературы. Младшей- вышедшая только в то время книга "Гарри Потер" Как она ждала выхода каждой следующей части! Детям читала много, ежедневно .Читала всех детских классиков : Барто, Чуковский, Михалков, Маршак,Благинина, Ершов, Пушкин, Гайдар, Драгунский, Олеша и так далее. Много народных и авторских сказок.Сейчас читаю внучкам, тоже много и ежедневно. Иногда слушаем сказки и смотрим диафильмы на "Хобобо" там есть старые очень интересные постановки, слушаем с огромным удовольствием. Предлагаемые списки рекомендуемой детской литературы всегда просматриваю , но фильтрую. Все люди разные, о вкусах не спорят.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Татьяна Николаевна. я так рада, что вы написали!!! Вы большая умница!! Я помню наши с вами обсуждения книг на занятиях по лоскутному шитью! Отдельное спасибо вам за Мишу и Потапа!! Дашка до сих пор вспоминает их, правда они остались в Ростове. Не получается все книги с собой привезти. В этот раз, везли с собой более 10 кг книг и учебной литературы!!! Насчет списков я с вами согласна.

      Удалить
  17. Спасибо за пост. Детей у меня нет, но про книги интересно всегда. Очень порадовало, что в списке Акунина есть Гарри Поттер, а у Гребенщикова - Ветер в ивах.
    Недавно в книге Познера наткнулась - он там тоже в начале рассуждает о чтении и чтении детям вслух, что ему в последний раз вслух читал отец, когда ему было 18 и он болел.
    Утраченный символ было почему-то тяжело читать, а когда послушала в виде аудиокниги, понравилось. Уже купила Инферно.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. У меня тоже не быстро продвигается, поскольку на английском читаю :) А Инферно уже на русском есть? просто книга только 14 мая вышла в Америке.

      Удалить
    2. Я тоже на англ. читала. Не, Инферно на англ., я на киндл купила. У нас будет на рус. в августе, вроде.

      Удалить
  18. Да, и про библиотеки. Я покупаю много современных книг и большинство, к сожалению, несмотря на хвалебные рецензии и красивые обложки оказываются для меня нечитабельными. Я отношу их в соседнюю библиотеку. К моему удивлению - библиотека живая, люди ходят, там проводятся мероприятия, в общем, все хорошо.

    ОтветитьУдалить
  19. Спасибо за статью:) Моей дочке (2,8) только недавно начало нравиться чтение (верней, что я ей читаю) раньше не давала читать, листала странички в хаотичном порядке, рассматривали с ней картинки. Про Чуковского согласна...страшновато некоторые сказки читать... а так читаем небольшие сказочки, пробовала посложней, не может выдержать, но все равно прогресс есть, книжки читаем на ночь или днем еще:)

    ОтветитьУдалить
  20. Мне показалорсь очень странным, что ни в одном списке нет сказок Андерсена. Мне кажется у него особенные сказки, сказки которые просто необходимо читать для развития воображения и творчества. Очень образные, тонкие и поэтичные. Моя старшая дочь их очень любила.
    Я много читала своим девочкам, старшая слушала охотнее, младшей приходилось слушать за компанию. Самая моя любимая книга для девочек, которую я им читала это книга Астрид Линдгрен "Все мы из Бюлербю". Сама Астрид называет ее автобиаграфичной. Ее не всегда найдешь на книжных прилавках. Из последних очень нам полюбились книги Марии Парр: "вафельное сердце" и особенно "Тоня Глимердал". Сейчас дочери уже сами себе читают, и очень любят слушать Детское радио, с 20:00 там можно услышать различные инсценировки и сказки.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталья, а на какой возраст последние книги и что за Детское радио, о котором вы написали?? Как его послушать?

      Удалить
    2. Детское радио мы тоже любим. У него есть сайт: deti.fm, там можно посмотреть на какой частоте оно в каком городе, программы передач и т.д. Например, в Питере оно на 103,7. Целый день только детские передачи для разных возрастов, обзоры книг, песни и т.д. Если бы не перебор рекламы газпрома (он спонсор радио), то цены б ему не было. (извините что вклинилась). Мария, можно Вас еще попросить - убрать проверку комментариев словом (капчу), а то так неудобно комменты оставлять...

      Удалить
    3. Ольга, спасибо огромное за ссылку!! не получается у меня почему-то онлайн послушать, но надеюсь, что муж вечером разберется почему...
      Насчет комментов... Я специально на днях включила проверку. Спамеры замучали!! Давайте оставим на недельку, а потом. я опять отключу. Хорошо?? Простите за неудобства!

      Удалить
  21. Спасибо, спасибо всем еще раз, за то, что вы не остались равнодушными к моему посту. Спасибо за то, что читаете своим детям и теперь (я очень на это надеюсь) будете читать и дальше вне зависимости от их возраста. По крайней мере я постараюсь это делать как можно чаще!!! Список уже начала составлять :)

    ОтветитьУдалить
  22. Мария,здравствуйте! Согласна с Вами, что Чуковского детям читать не обязательно. Да простят меня любители детский литературы, но порой мне кажется, что это похоже на бред. Я сама его дочке не читала. А в список бы включила П.П. Бажова, я начала со сказа "Серебрянное копытце".
    А по поводу русских народных сказок и сказок братьев Гримм, то я бы фильтровала содержимое и читала бы выборочно. Но вообще, конечно, что читать своим детям - это дело каждого конкретного родителя.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наташа здравствуйте, я не в коей мере не против Чуковского. Я просто хотела сказать, что в некоторых моментах он кровожаден! "Федорено горе" и "Телефон" нормальные!! Хотя мне в детсве Чуковского много читали и я не помню, чтобы меня эти сказки пугали. Хотя... (сказать по правде, я тараканов очень боюсь :))
      И насчет фильтрования вы правы. :)

      Удалить
  23. Маш, спасибо что затронула такую важную тему!
    Мне вот стыдно стало, что последнее время меньше детям стала читать... Буду исправляться! Вспомнила свое детство, и поняла, что мне очень рано перестали читать, и я выросла на аудиосказках из проигрывателя... Может отчасти поэтому я мало читаю сейчас.
    Даше мы читали очень много, потом она научилась сама, и совместное чтение почти сошло на нет. А читает она с упоением только книги, которые очень нравятся. Недавно друзья подарили "Королевство кривых зеркал", так она оторваться не могла от книги, я у нее буквально силой у нее забирала перед сном, т.к. она собиралась всю ночь читать:) Но ей мало какие книги так сильно нравятся...
    А про библиотеки, я была такого же мнения, как и ты, пока не узнала, что недалеко от дома есть чудесная библиотека, очень даже посещаемая, отремонтированная, с игровой зоной для детей, и что самое важное, с огромным ассортиментом детских новых качественных книг. Более того, в этой библиотеке еще и собрана информация о культурных мероприятиях (поэтических вечерах, выставках и проч.) в нашем городе и области. Еще там выдается единый пластиковый читательский билет, который дает возможность брать книги в любой библиотеке города.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирочка, спасибо, что написала! Так... ты же у меня мама образцовая!! Как же меньше читать?? Срочно исправляйся! :) Я и не знала, что у нас в Ростове такие библиотеки есть. Это же здорово! Значит все не так уж и плохо! Бегите скорее записываться. :)

      Удалить
  24. Очень интересная и нужная тема , я хоть и не ПЧ , а подглядывающий))) , но внесу свои пять копеек! Моей дочери в июле исполняется 15, книги читаем буквально с первых месяцев жизни! Читали все , Пушкина, Андерсена, Линдгрен, Маршака, некоторые произведения она знала наизусть и мы читали их уже "по-ролям" по дороге из садика домой , или просто за домашней работой , потом читали длинные книги "Алису в стране чудес", книга про "Эмиля из Ленеберги" со стола не сходит и сейчас , как взгрустнется открывает и с любого места читает ))) Читать начала самостоятельно , примерно в шесть лет и первой прочитанной книгой был "Гарри Поттер". Итог: читает до сих пор и элеткронные книги и бумажные , и что даже не знаю отрадно или нет , она единственный читающий книги из "летнего списка" ребенок в гуманитарном классе.

    ОтветитьУдалить
  25. Я обожала, когда нам в школе читала учительница русского в слух.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Самое интересное что все любят слушать, но редко кто читает :)

      Удалить
  26. Замечательный пост. Я начала читать сыну с 4-5 месяцев русские потешки. Потом Чуковского и русские сказки. Любимой книжкой была "Муха-Цокотуха", Дима знал её наизусть, она была обязательной в ритуале укладывания спать.Читали на ночь обязательно. Сам сын в детстве читать не любил, в начальной школе читали по очереди, страничку он, две - я, все это перед сном. Но любовь к чтению это не привило, даже Гарри Поттер не привлекал. Его он прочитал уже позднее, все книги подряд. Но сейчас сыну уже 17, лет с 13 он начал читать запоем, фентези. Очень ждал появления частей Эрагона, отслеживал в интернете сроки выхода книги. Сейчас он читает постоянно, все то же фентези. Книги мы не обсуждаем, я не читала его книг. Но думаю, что надо заняться этим. Читать по отдельности, а потом обсуждать. Кстати, пару лет назад мы на даче читали вслух всей семьей, по очереди (мама, отчим, я, моя сестра, мой сын. Это очень здорово, надо возобновить. Не обязательно читать что-то серьезное, можно смешное. Это здорово объединяет.

    ОтветитьУдалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...